Обязательным условием длительной безаварийной работы козлового крана является его своевременное техническое обслуживание (ТО). Цель проведения ТО – обеспечение надежной и безопасной эксплуатации кранового оборудования. Соблюдение регламента техобслуживания позволяет свести к минимуму вероятность аварийных ситуаций и крупных расходов, связанных с капремонтом конструкции.
Узлы и детали козлового крана имеют заявленный производителем рабочий ресурс и через определенный период эксплуатации требуют ремонта или замены. Срок службы механизмов крановой установки нередко сокращается из-за ошибок, допущенных при использовании оборудования, несоблюдения предписанных режимов эксплуатации, чрезмерных нагрузок на конструкцию.
Ежесменное обслуживание. Контролировать степень износа элементов козлового крана и оперативно устранять возникающие дефекты позволяют ежесменные осмотры оборудования, в ходе которых можно заметить недостаток смазки, ослабление болтовых соединений, нарушение целостности электропроводки и пр. Каждую смену крановщик или лицо, ответственное за исправность крана, должны оценивать состояние подкрановых путей, канатов, грузозахватных устройств, а также тормозной системы, приборов безопасности, механизмов передвижения и подъема груза. Все выявленные неполадки оперативно устраняются, результаты ежесменного осмотра и обслуживания заносятся в вахтенный журнал. Периодичность смазки узлов и механизмов устанавливается заводом-производителем. Схема смазки, как правило, приведена в технической документации.
ТО-1. Этот вид технического обслуживания проводится каждые 100 моточасов, но не реже одного раза в два месяца. В состав ТО-1 включены следующие виды работ:
ТО-2. В руководствах по эксплуатации козловых кранов межсервисный интервал между ТО-2 определен в 1 000 моточасов для новых конструкций или 800 моточасов – для установок после капремонта, но не реже одного раза в 240 дней. В ходе этого техобслуживания выполняются работы, предусмотренные ТО-1, а также:
Сезонное обслуживание. СО проводится раз в 6 месяцев – весной и осенью. Цель этих мероприятий – подготовить технику, установленную под открытым небом или в неотапливаемом помещении, к эксплуатации в холодное или теплое время года. К проведению СО привлекаются специалисты, которые имеют соответствующие допуски. В ходе сезонного обслуживания выполняются:
Частичное (ЧТО) или полное (ПТО) техническое освидетельствование козлового крана проводится для констатации факта его исправности и работоспособности на основании Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533. Эти мероприятия могут проводиться экспертами Госпромнадзора или аттестованными специалистами.
ЧТО. Частичное освидетельствование проводится раз в 12 месяцев. Процедура предусматривает осмотр механизмов крана, проверку цепей и аппаратуры управления, тормозной системы, приборов безопасности. В ходе ЧТО выявляются повреждения лакокрасочного слоя металлоконструкций, участки, пораженные коррозией, оцениваются степень износа элементов конструкции и состояние сварных швов. В перечень работ входит проверка надежности крепления кабины, лестниц, ограждений.
ПТО. Полное техническое освидетельствование – это ЧТО плюс статические и динамические испытания крановой конструкции. Статические испытания заключаются в подъеме груза, вес которого на 25 % превышает номинальную грузоподъемность козлового крана. Динамические испытания проводятся с превышением заявленных показателей на 10 %, когда работа механизмов проверяется в движении.
Техническое обслуживание козлового крана должно проводиться с соблюдением определенных мер безопасности. Прежде всего, к работе могут быть допущены лица, прошедшие соответствующую подготовку. Для выполнения операций, связанных с подъемом и перемещением грузов, должны привлекаться квалифицированные крановщики и стропальщики. Нужно убедиться, что слесарь, который принимает участие в работах, имеет соответствующие допуски, умеет пользоваться средствами пожаротушения и оказывать первую медицинскую помощь. Перед началом ТО необходимо получить наряд, пройти инструктаж по ТБ, подготовить исправный инструмент. В процессе техобслуживания следует неукоснительно соблюдать правила безопасности. По окончании работ нужно доложить непосредственному руководителю о выполненных мероприятиях, убрать рабочее место и сделать запись в вахтенном журнале.
Задайте нам любой вопрос и мы вам перезвоним